Петроглифы урочища Калбак-Таш
- Описание
- Публикации
- Видео
Калбак-Таш — один из самых известных и популярных среди туристов памятников наскального искусства на российском Алтае, на правом берегу реки Чуи неподалёку от места её слияния с Катунью. Здесь на скальных поверхностях нанесено, по подсчётам археологов, порядка 3700 изображений и десятки руноподобных надписей. Выбор такого места учёные связывают с тем, что в древности через урочище Калбак-Таш проходил путь перекочёвки животных в долину Катуни. За ними приходили охотники и скотоводы. Перед переходом бурных, опасных рек люди считали важным нанести изображения почитаемых ими духов и божеств, поэтому археологи считают Калбак-Таш древним святилищем.
Каждая историческая эпоха оставила в урочище свои изображения. В эпоху бронзы наиболее интересны образы средств передвижения — колесниц, а также не имеющие аналогий на других памятниках наскального искусства Евразии скопления женских персонажей в одеждах с нагрудниками и длинными юбками. Возможно, эти образы представляли древнюю покровительницу водной стихии. Привлекают внимание и необычные фигуры людей в грибовидных головных уборах — исследователи по сей день спорят, что означают эти персонажи. Петроглифы более позднего времени, скифской эпохи и Средневековья, легко отличить по стилю, а также по технике нанесения методом гравировки.
Ежегодно Калбак-Таш посещает множество туристов, поэтому особенно важно бережное отношение к этому объекту, которое позволит ещё многим поколениям путешественников увидеть этот удивительный «храм под открытым небом».
Где находится: Россия, Республика Алтай, Онгудайский район
Начало археологического изучения: известны с конца 19-го века
Предполагаемый возраст слоев: рисунки от бронзового века (предположительно, и от неолита) до позднего Средневековья
История изучения
Петроглифы урочища Калбак-Таш стали известны ещё в конце 19-го века в связи со строительством Чуйского тракта. Первые зарисовки были сделаны в 1912 году Д.И. Кузнецовым и Г.И. Гуркиным. С конца 1970-х годов к изучению объекта приступили археологи, и наиболее детально памятник исследовал В.Д. Кубарев, который, помимо фиксации и анализа самих изображений, проводил раскопки, призванные найти материальные свидетельства функционирования святилища.
Однако на памятнике Калбак-Таш I найти следы каких-либо жертвоприношений или подношений духам не удалось. Их поиск продолжается на второй части памятника, получившей название Калбак-Таш II, которая занимает даже бОльшую площадь, чем первая. На Калбак-Таше II, кроме петроглифов, экспедицией Г.В. Кубарева уже были найдены ритуальные сооружения — курганные насыпи, ящики, стелы и др.
Самые известные находки
Изображения женских персонажей, антропоморфные фигуры в грибовидных головных уборах, колесницы, фантастические животные, гравировки скифской и древнетюркской эпох, самая большая на Алтае коллекция руноподобных надписей
-
Гравировки скифского времени из Калбак-Таша I. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2019
-
Исследования на Калбак-Таше II. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2015
-
История изучения святилища Калбак-Таш (Республика Алтай). Древности Сибири и Центральной Азии, 2010
-
Калбак-Таш II: памятник наскального искусства Алтая. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2007